От аграризма к трансгуманизму: долгий путь к антиутопии

«Происходит полное разрушение прежних форм существования: того, как человек появляется на свет, биологического пола, образования, отношений, семьи, даже диеты, которая вот-вот станет синтетической». Сильвия Гуэрини, радикальный эколог, в книге «От «нейтрального» тела к постчеловеческому киборгу: критика гендерной идеологии» (2023)

В настоящее время мы наблюдаем ускорение корпоративной консолидации всей глобальной агропродовольственной цепочки.

Конгломераты больших данных, включая Amazon, Microsoft, Facebook и Google, присоединились к традиционным гигантам агробизнеса, таким как Corteva, Bayer, Cargill и Syngenta, в стремлении навязать миру свою модель продовольствия и сельского хозяйства.

Фонд Билла и Мелинды Гейтс и крупные финансовые учреждения, такие как BlackRock и Vanguard, также вовлечены, будь то посредством  скупки огромных участков сельскохозяйственных угодий, продвижения  биосинтетических (поддельных) продуктов питания  и  технологий генной инженерии  или, в более общем плане,  содействия и финансирования целей крупных агропродовольственных корпораций.

Миллиардеры, стоящие за этим, пытаются представить свой техно-солюционизм как своего рода гуманитарное начинание: спасение планеты с помощью «климатически безопасных решений», «помощь фермерам» или «накормление мира». Но на самом деле это сводится к переупаковке и экологизации  империалистических стратегий лишения собственности.

Он предполагает переход к «единому мировому сельскому хозяйству» под контролем агротехнологий и гигантов данных, которое должно основываться на генетически модифицированных семенах, лабораторно созданных продуктах, напоминающих продукты питания, «точном» и «управляемом данными» сельском хозяйстве и фермерстве без фермеров, при этом вся агропродовольственная цепочка, от поля (или лаборатории) до розничной торговли, будет регулироваться монополистическими платформами электронной коммерции, определяемыми системами и алгоритмами искусственного интеллекта.

Те, кто продвигает эту повестку дня, имеют видение не только для фермеров, но и для всего человечества в целом.

Элиты посредством своего военно-цифрово-финансового (Пентагон/Кремниевая долина/Большие финансы) комплекса хотят использовать свои технологии, чтобы изменить мир и предопределить, что значит быть человеком. Они считают людей, их культуры и их практики, как и саму природу, проблемой и неполноценными.

Фермеры будут вытеснены и заменены дронами, машинами и облачными вычислениями. Еда будет переопределена, и люди будут питаться синтетическими, генетически модифицированными продуктами. Культуры будут искоренены, а человечество будет полностью урбанизировано, подчинено и оторвано от мира природы.

Быть человеком — это значит быть постоянно меняющимся. Но что значило быть человеком до сих пор или, по крайней мере, до (относительно недавней) промышленной революции и связанной с ней массовой урбанизации?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обсудить нашу связь с природой и то, чем занималась большая часть человечества до индустриализации — выращиванием продуктов питания.

Многие из древних обычаев и празднований наших предков были построены вокруг историй, мифов и ритуалов, которые помогли им прийти к согласию с некоторыми из самых фундаментальных вопросов существования, от смерти до возрождения и плодородия. Эти культурно закрепленные верования и практики служили для освящения их практических отношений с природой и ее роли в поддержании человеческой жизни.

Поскольку сельское хозяйство стало ключом к выживанию человека, посадка и сбор урожая, а также другие сезонные мероприятия, связанные с производством продуктов питания, стали занимать центральное место в этих обычаях.

Люди восхваляли природу и жизнь, которую она породила. Древние верования и ритуалы были проникнуты надеждой и обновлением, и люди имели необходимую и непосредственную связь с солнцем, семенами, животными, ветром, огнем, почвой и дождем, а также со сменой времен года, которые питали и давали жизнь. Наши культурные и социальные отношения с аграрным производством и связанными с ним божествами имели прочную практическую основу.

На протяжении тысячелетий жизнь людей была связана с посадкой, сбором урожая, семенами, почвой и временами года.

Сильвия Гуэрини, цитата которой вводит эту статью, отмечает важность глубоко укорененных отношений и ритуалов, которые их подтверждают. Она говорит, что посредством ритуалов сообщество осознает себя и свое место в мире. Они создают дух укорененного общества, способствуя укоренению и заставляя единое существование продолжаться во времени, на территории, в сообществе.

Профессор Роберт В. Николс  объясняет, что культы Водена и Тора были наложены на гораздо более древние и укоренившиеся верования, связанные с солнцем и землей, посевами и животными, а также со сменой времен года: от светлого и теплого лета до холодного и темного зимы.

Отношения человечества с сельским хозяйством и продуктами питания, а также наши связи с землей, природой и обществом на протяжении тысячелетий определяли, что значит быть человеком.

Возьмем, к примеру, Индию. Эколог Вива Кермани утверждает, что индуизм — крупнейшая в мире религия, основанная на природе, которая:

«…признает и ищет Божественное в природе и признает все священным. Он рассматривает землю как нашу Мать и поэтому выступает за то, чтобы ее не эксплуатировали. Утрата этого понимания того, что земля — наша мать, или, скорее, преднамеренное игнорирование этого, привело к злоупотреблению и эксплуатации земли и ее ресурсов».

Кермани отмечает, что древние писания учили людей, что животные и растения, встречающиеся в Индии, священны, и поэтому все аспекты природы должны почитаться. Она добавляет, что это понимание и почтение к окружающей среде характерны для всех индийских религиозных и духовных систем: индуизма, буддизма и джайнизма.

По словам Кермани, ведические божества имеют глубокий символизм и многослойное существование. Одна из таких ассоциаций связана с экологией. Сурья ассоциируется с солнцем, источником тепла и света, который питает всех; Индра ассоциируется с дождем, урожаем и изобилием; а Агни — божество огня и трансформации, контролирующее все изменения.

Она отмечает, что «Врикшаюрведа», древний санскритский текст о растениях и деревьях, содержит подробную информацию о сохранении почвы, посадке, посеве, обработке, размножении, борьбе с вредителями и болезнями и многое другое.

Как и Николс, Кермани дает представление о некоторых глубоких культурных, философских и практических аспектах связи человечества с природой и производством продуктов питания.

Эта связь резонирует с аграрианизмом, философией, основанной на кооперативном труде и товариществе, которая резко контрастирует с ценностями и воздействиями городской жизни, капитализма и технологий, которые рассматриваются как пагубные для независимости и достоинства. Аграрианизм также подчеркивает духовное измерение, а также ценность сельского общества, небольших ферм, широко распространенного владения собственностью и политической децентрализации.

Известный сторонник аграрного движения Уэнделл Берри говорит :

Революция, начавшаяся с машин и химикатов, теперь продолжается с автоматизацией, компьютерами и биотехнологиями».

Для Берри аграризм — это не сентиментальная тоска по прошлому. Колониальные установки, внутренние, внешние и теперь уже глобальные, сопротивлялись истинному аграризму почти с самого начала — никогда не было полностью устойчивой, стабильной, адаптированной к местным условиям, основанной на земле экономики.

Однако Берри приводит множество примеров небольших (и крупных) ферм, которые производят продукцию, подобную промышленному сельскому хозяйству, при этом потребляя на треть меньше энергии.

В своей поэме «Духовное путешествие» Берри пишет следующее:

И мир невозможно открыть, проделав путешествие в мили,каким бы долгим оно ни было,но только совершив духовное путешествие,путешествие в один дюйм,очень трудное, смиряющее и радостное,в ходе которого мы приходим к земле у наших ноги учимся быть дома».

Однако в холодной, централизованной, технократической антиутопии, которую планируется создать, духовная связь человечества с деревней, продовольствием и аграрным производством будет выброшена на свалку истории.

Сильвия Гуэрини говорит:

Прошлое становится чем-то, что нужно стереть, чтобы разорвать нить, связывающую нас с историей, традицией, принадлежностью, для перехода к новому оторванному от корней человечеству, без прошлого, без памяти… новому человечеству, дегуманизированному по своей сути, полностью находящемуся в руках манипуляторов реальности и истины». [ 3 ]

Это дегуманизированное человечество, оторванное от прошлого, является частью более широкой повестки дня трансгуманизма. Например, мы не просто видим движение к миру без фермеров и всего, что связывало нас с землей, но, по словам Герини, также и к миру без матерей.

Она утверждает, что те, кто стоит за детьми из пробирки и суррогатным материнством, теперь нацелились на генную инженерию и искусственные матки, которые исключат женщин из репродуктивного процесса. Герини предсказывает, что искусственные матки в конечном итоге могут быть востребованы или, скорее, продаваться как право для всех, включая трансгендерных людей. Интересно, что язык, связанный с беременностью, уже оспаривается из-за исключения слова «женщины» из таких утверждений, как «лица, которые могут забеременеть».

Конечно, уже давно существует размытость границ между биотехнологией, евгеникой и генной инженерией. Генетически модифицированные культуры, генные драйвы и редактирование генов теперь стали реальностью, но конечная цель — объединить искусственный интеллект, бионанотехнологию и генную инженерию для создания единого трансчеловека.

Это продвигается влиятельными интересами, которые, по словам Герини, используют радужные, трансгенные левые и ЛГБТК+ организации для продвижения новой синтетической идентичности и требования новых прав. Она говорит, что это атака на жизнь, на природу, на «то, что рождено, а не искусственно», и добавляет, что все связи с реальным, естественным миром должны быть разорваны.

Интересно, что в своем отчете Future of Food британский гигант супермаркетов Sainsburys празднует будущее, в котором нас будут чипировать и отслеживать, а нейронные сети потенциально смогут видеть все наши генетические, медицинские и ситуационные данные, записанные, сохраненные и проанализированные алгоритмами, которые могли бы точно определить, какая еда (доставленная дроном) нам нужна для поддержки в определенный момент нашей жизни. Все это продается как «персональная оптимизация».

Более того, согласно отчету, вполне вероятно, что мы будем получать ключевые питательные вещества через имплантаты. Часть этих питательных веществ будет поступать в виде выращенной в лабораторных условиях пищи и насекомых.

Нейронное кружево — это сверхтонкая сетка, которую можно имплантировать в череп, образуя набор электродов, способных контролировать работу мозга. Оно создает интерфейс между мозгом и машиной.

Sainsburys неплохо пытается продвигать антиутопическое будущее, в котором ИИ отнимет у вас работу, но, согласно отчету, у вас будет масса времени, чтобы насладиться прекрасным, извращенным миром «культуры еды», созданным супермаркетом и вашими цифровыми повелителями.

Технофеодализм встречается с трансгуманизмом — все для вашего удобства, конечно.

Но ничего из этого не произойдет в одночасье. И еще неизвестно, принесет ли технология желаемое. Те, кто продвигает этот смелый новый мир, возможно, перестарались, но потратят следующие десятилетия на то, чтобы продвинуть свое видение вперед.

Но высокомерие — их ахиллесова пята.

Еще есть время для просвещения, организации, сопротивления и агитации против этой гордыни, не в последнюю очередь путем бросания вызова промышленным пищевым гигантам и системе, которая их поддерживает, а также путем пропаганды и создания низовых продовольственных движений и местных экономик, которые укрепляют продовольственный суверенитет.

Автор