Коммунистическая партия может копить фискальную мощь, чтобы компенсировать возможную торговую войну
Все люди, с тревогой следящие за президентскими выборами в Америке, подумайте о китайских инвесторах. Их экономика уже борется с падением рынка недвижимости, начавшимся более трех лет назад, и постоянной дефляцией, начавшейся более 18 месяцев назад. Теперь им следует задуматься о возможном возвращении Дональда Трампа в Белый дом, что принесет с собой угрозу высоких тарифов.
После выборов, и особенно если победит г-н Трамп, внимание в Китае будет сосредоточено на встрече официальных лиц в Пекине через три дня, 8 ноября. Постоянный комитет законодательного органа страны одобрит долгожданный пакет фискальных мер, которые могут рекапитализировать банки, рефинансировать задолженность местных органов власти и, возможно, оживить потребление. Опубликованные фискальные данные многое расскажут о мышлении лидеров Китая. Осознают ли они наконец серьезность экономических проблем страны? И сколько они готовы потратить на их решение?
Надежды на смелые действия возросли в конце сентября после шквала необычных политических заявлений и сигналов. Центральный банк смягчил денежно-кредитную политику и ввел новые инструменты для стимулирования фондового рынка, вызвав яростный рост китайских акций (см. график). Могущественное Политбюро правящей Коммунистической партии также пообещало более решительный ответ на экономическое положение страны. Инвесторы подумали, что услышали звук заряжаемой базуки.
По сообщениям СМИ, правительство готово занять дополнительно 3 трлн юаней (420 млрд долларов), которые будут поровну разделены между банковским капиталом, помощью местным органам власти и потребительским стимулированием, включая подачки для семей с двумя и более детьми. Некоторые экономисты материкового Китая, всего на шаг отстоящие от государства, говорили о еще больших цифрах. Лю Шицзинь, работавший в аналитическом центре при кабинете министров, призвал правительство собрать 10 трлн юаней в течение года или двух, которые можно было бы потратить на улучшение положения рабочих-мигрантов и бедных домохозяйств. Центральное правительство Китая, обладающее фискальной огневой мощью для возрождения экономики страны, похоже, преодолевает свое отвращение к подачкам и подавляет свои сомнения по поводу спасения задолжавших местных органов власти.
Это все еще может оказаться так. По данным информационного агентства Reuters, правительство воспользуется встречей в ноябре, чтобы разрешить местным властям продать дополнительные 4 трлн юаней специальных облигаций в течение пяти лет, чтобы помочь выкупить неиспользуемую землю и непроданную недвижимость у застройщиков. (Это составляет около 0,5% ВВП за этот период.) Тин Лу из банка Nomura считает, что есть 50% вероятность того, что постоянный комитет объявит об увеличении целевого показателя дефицита бюджета в этом году, как и в прошлом году. Это помогло бы испытывающим нехватку денег местным органам власти выплачивать зарплаты и поставщикам, а также выполнять целевые расходы на здравоохранение и образование, а также на науку и технологии, которые лидер Китая Си Цзиньпин считает приоритетными.
Г-н Лу также считает, что правительство предложит целевую помощь домохозяйствам. Оно может увеличить выплаты 165 млн бедных пенсионеров и помочь сельским пожилым людям покрыть расходы на медицинское страхование. Оно также может предложить денежные субсидии на рождение ребенка. Может потребоваться время, чтобы реализовать такие фискальные раздачи. Но «учитывая очень высокие ожидания на рынке и необходимость повышения доверия», говорит г-н Лу, «я думаю, что они объявят как можно больше на ноябрьской встрече».
Но многие инвесторы все еще опасаются, что правительству не хватает срочности и амбиций. Фондовый рынок застопорился после нескольких неутешительных пресс-конференций китайских министерств в октябре. Надежды на стимулирование также ослабли, поскольку экономика немного укрепилась. Она выросла на 4,6% в третьем квартале по сравнению с годом ранее, быстрее, чем ожидалось. Инвестиции в инфраструктуру резко возросли в сентябре. Продажи автомобилей и бытовой техники также улучшились, отчасти благодаря существующей правительственной схеме, введенной в марте и расширенной в июле, которая поощряет людей обменивать свои старые товары на новые. Опрос более 1000 потребителей, проведенный Bank of America в октябре, показал, что почти половина из них воспользовалась этой схемой.
Благодаря этому улучшенному импульсу экономика Китая находится в пределах досягаемости официального целевого показателя роста на этот год «около 5%». Местные органы власти также имеют существенные возможности для дальнейших расходов в ближайшие месяцы, используя неизрасходованные поступления от существующих специальных облигаций, которые традиционно используются для приносящих доход инфраструктурных проектов.
Поэтому многие экономисты скромны в своих ожиданиях относительно фискального пакета, который будет объявлен 8 ноября. Центральное правительство может изложить свои планы по рекапитализации банков, что может обойтись в 1 трлн юаней, и рефинансированию долга местных органов власти, что может потребовать облигаций на сумму 6 трлн юаней, распределенных на три года. Но наблюдатели сомневаются, что оно сделает что-то большее.
Такие меры предотвратили бы опасность дефолта местных органов власти. Но их было бы недостаточно, чтобы положить конец дефляции и помочь Китаю реализовать свой потенциал роста. Их цель — установить пол под экономикой, а не помочь ей достичь потолка. «Я не думаю, что они решились на серьезный стимул для рефляции экономики», — говорит Ларри Ху из банка Macquarie. Если это и произойдет, говорит он, то, вероятно, когда экспорт, источник силы на протяжении большей части этого года, потеряет импульс.
Мировые рынки могут быстро измениться, если г-н Трамп вернется на пост президента. Если он выполнит свою угрозу ввести пошлины в размере 60% для Китая, пошлины могут сократить рост Китая на 2,5 процентных пункта в течение следующего года, согласно данным банка UBS. В ответ лидерам Китая придется принять более смелые меры стимулирования. Улучшение шансов г-на Трампа попасть в Белый дом повысило шансы Китая дотянуться до своей базуки. Что бы ни одобрили политики Китая 8 ноября, это будет заложником того, что решат американцы 5 ноября.
Источник The Economist