- Поляки, чехи, сербы и венгры объединяют усилия для накопления золота
- «Нам необходимо снизить волатильность», — заявил глава чешского центробанка
Ранее в этом году глава центрального банка Чешской Республики вылетел в Лондон, чтобы осмотреть растущую стопку золотых слитков, хранящихся в бетонных хранилищах Банка Англии под Треднидл-стрит.
Миссия Алеша Михла по проверке драгоценного металла, хранящегося в Чешском национальном банке, была частью заявленных амбиций губернатора удвоить запасы страны до 100 метрических тонн в течение следующих трех лет. Они увеличились в пять раз с тех пор, как он вступил в должность в 2022 году с целью диверсификации резервов банка.
«Нам нужно снизить волатильность», — сказал в интервью Bloomberg Television в начале этого месяца Михл, который оживился, когда его спросили об этом . «И для этого нам нужен актив с нулевой корреляцией с акциями, и этим активом является золото».
Чешский политик не одинок в ускорении закупок слитков. Коллеги от Варшавы до Белграда присоединяются к золотой лихорадке, чтобы диверсифицировать инвестиции и сделать ставку на будущий рост цен, что делает Восточную Европу одним из крупнейших покупателей металла и помогает стимулировать рост золота.
Центральные банки по всему миру запасают свои золотые арсеналы в качестве защиты от внешних потрясений, таких как возможные торговые войны, вызванные вторым президентством Дональда Трампа , и геополитическая напряженность на Украине и на Ближнем Востоке. Но восточноевропейские денежные стражи устроили особое шоу, пополняя свои золотые запасы.
Страны Восточной Европы входят в число крупнейших покупателей
Крупнейшие изменения в запасах золота во 2-м квартале 2024 г.
В дополнение к набегу Михла в Лондон, его коллега в Варшаве написал сценарий фильма об истории польского золота. Сербские власти вывезли свои запасы, хранившиеся за рубежом, домой, чтобы они были в большей безопасности в Белграде — и помогли сократить расходы на хранение.
Стремление к чувству безопасности является мощным мотивом в регионе, который в прошлом был опустошен войнами Европы, а теперь оказался по соседству с самым смертоносным конфликтом на континенте со времен Второй мировой войны.
«Эксклюзивный клуб»
По последним данным Всемирного золотого совета, Польша, которая граничит с Украиной и решительно поддерживает военные цели Киева, стала крупнейшим покупателем золота в мире во втором квартале.
Глава центрального банка Польши Адам Глапински заявил, что золотовалютные резервы имеют решающее значение для защиты экономики от катастрофических событий. Он увеличил запасы слитков до 420 тонн по состоянию на сентябрь, что составляет около половины запасов Индии или Японии.
«Мы входим в эксклюзивный клуб крупнейших в мире владельцев золота», — злорадствовал Глапински на пресс-конференции в прошлом месяце, подтверждая свою цель увеличить долю золота до 20% от всех резервов.
Глава Национального банка Польши посетовал, что у него нет времени работать над черновиком сценария. Видео на YouTube, снятое центральным банком в феврале, показывает, как Глапински нежится в хранилище, заполненном запечатанными коробками с шестью тысячами золотых слитков, и нараспев заявляет, что эти запасы «являются собственностью всех поляков».
Чехи также являются потенциальными членами клуба. Центральный банк в Праге может похвастаться валютными резервами в размере около 150 миллиардов долларов — почти половина валового внутреннего продукта — один из крупнейших в мире по пропорции.
Михл, чья диверсификация включает покупки акций США, столкнулся с некоторой критикой за покупку золота, поскольку оно достигло рыночного рекорда в этом году. Чиновники денежно-кредитного регулирования выступили против, настаивая на том, что долгосрочные покупки являются постепенными, что снижает влияние волатильности цен.
В условиях завихрений геополитических ветров покупка золота стала выгодной ставкой для монетарных политиков. Goldman Sachs Group Inc. включила металл в список основных сырьевых товаров на 2025 год, заявив, что цены могут продолжить рост во время президентства Трампа и достигнуть $3000 за унцию к декабрю следующего года.
«Геополитическая раздробленность благоприятна для золота, в то время как постепенное ослабление доллара должно стать дополнительным попутным ветром», — заявил представитель банка J. Safra Sarasin в отчете от 10 ноября.
Для лидеров Восточной Европы золото рассматривается как безопасная гавань — и политический аргумент — поскольку они часто поддерживают сложные балансирующие действия между Западом, Россией и Китаем. Венгерский центральный банк увеличил свои золотые запасы более чем на десятую часть до 110 тонн в этом году.
Премьер-министр страны Виктор Орбан наслаждался ролью главного разрушителя ЕС благодаря своим связям с Кремлем и Трампом.
Центральный банк в Будапеште также расхваливает металл как безопасное убежище. Но золото играет роль в исторической идентичности страны.
Музей денег, расположенный в одном из дворцов, принадлежащих Венгерскому национальному банку, представляет собой паровоз, сделанный из желтых прутков. Скульптура под названием «Грохот» изображает сотрудников центрального банка, которые бежали от советских военных в конце Второй мировой войны на поезде, груженом золотыми запасами, чтобы они не попали в руки иностранцев.
Ассоциации не менее важны и в Сербии, где президент Александр Вучич , который, как и Орбан, крепко держит власть в своих руках, в 2021 году репатриировал запасы страны, хранящиеся за пределами страны. В этом году он пообещал купить слитки на «все излишки денег», оставшиеся в государственной казне, «чтобы быть в безопасности в трудные времена».
Глава центрального банка Сербии Йоргованка Табакович с момента вступления в должность в 2012 году контролировала утроение золотых резервов до 48 тонн. Накопление осуществлялось в тесном контакте с Вучичем, который обеспечил «стратегическое мышление, знание глобальных геополитических отношений и информацию» для поддержки закупок золота, сказала она.
«Золото приобретает ценность и значение во времена глобальных потрясений, особенно в геополитические конфликты и периоды высокой инфляции», — сказал Табакович в ответе на вопросы по электронной почте. «К сожалению, в последние годы мы видели, как действуют оба фактора».
Источник Блумберг